Рецензия на Grey Goo. Правильный Command & Conquer

Рецензия на Grey Goo. Правильный Command & Conquer

Повидав немало фильмов, игр и книг с участием инопланетян, мы уже привыкли, что человечество в них чаще всего выступает в роли жертвы — сначала долго терпит побои, чтобы в финале наконец собраться с силами и накостылять внеземным агрессорам. Grey Goo рвет устоявшуюся тенденцию в клочья. Здесь в первом же ролике мы наблюдаем вторжение людей на Экосистему 09 — живописный мир, облюбованный слегка апатичной расой гуманоидов Бета, — что уже само по себе непривычно и свежо. Правда, несколько миссий спустя разногласия будут улажены, а былым противникам придется объединить усилия перед лицом новой угрозы — титульной Серой cлизи, или, пользуясь терминологией локализации, просто Гу.

Для тех, кто пристально за игрой до релиза не следил, подобная задумка может показаться забавной и даже в чем-то абсурдной: «Слизь? Серьезно? Пфф, в World of Goo играли, знаем». Но шутки в сторону, господа, на деле все серьезно. Фактически в основе Grey Goo лежит вольная интерпретация одноименного гипотетического сценария конца света. Согласно этому сценарию, развитие молекулярных нанотехнологий может привести к возникновению неуправляемо самовоспроизводящихся наномашин, которые поглотят все вещество Земли, а в дальнейшем и всей материальной Вселенной. И хотя концепция была признана маловероятной из-за целого ряда ограничений, она в том или ином виде получила распространение в научной фантастике. Если кому-то эта тема кажется интересной, то рекомендуем почитать соответствующий материал на “Википедии” либо специализированную литературу (например, «Машины созидания» Эрика Дрекслера), ну а мы меж тем вернемся к игре. По здешней истории, изначальная Слизь представляла собой зонды фон Неймана, созданные человечеством для исследования дальнего космоса. Когда же необходимость в этом отпала, создатели просто бросили свои творения на произвол судьбы. Но те, следуя заложенным в них программам, направились обратно к Земле, опустошая все встречные миры в своем бесконечном цикле воспроизведения. Следующей на их пути оказывается Экосистема 09...

Таким образом у нас складывается классическое трио противоборствующих сторон — условно «сильные» Бета, условно «умные» люди и безо всяких условностей всепоглощающие Гу. В разговорах время от времени поминают еще каких-то страшных «Безмолвных», которых Бета боятся как огня, но дальше слов в итоге дело так и не заходит. Возможно, разработчики приберегли для них место в продолжении, на которое всячески намекает оборванная буквально на полуслове кампания.

Сарук — новоявленный герой Бета

Гуманоидные расы в целом друг на друга весьма похожи, а основные различия между ними кроются в том, какими принципами они руководствуются при обустройстве плацдармов. Более универсальными в этом плане являются Бета: свои базы они возводят на основе центральных станций, к которым пристраиваются дополнительные модули — добывающие комбинаты, заводы, ремонтные площадки и так далее. Чем больше станция (всего есть три размерности), тем больше модулей к ней можно присоединить. Бета не связаны никакими территориальными ограничениями, а потому могут высаживать свои блокпосты на поверхность в любой просматриваемой точке карты. Это позволяет им как вести агрессивную экспансию, занимая все новые рубежи, так и отсиживаться на базе, отгоняя неприятеля огнем расположившихся на стенах бойцов.

Люди в Grey Goo представлены как технологически более продвинутая раса, но, как то часто бывает, любая технология имеет и свои оборотные стороны. В данном случае выражается это в том, что все здания людей должны быть включены в энергетическую сеть прокладываемых по земле проводников, запитанную от центрального ядра. Это обстоятельство делает единственно приемлемой игру от обороны. Зато именно в обороне люди чертовски хороши. Вместо сплошных стен они обносят базу энергетическими заграждениями, через которые войска землян могут свободно проходить и стрелять, а занимаемые орудийные точки у них заменяют полноценные турели нескольких видов. После проведения соответствующих исследований танки-антигравы начнут самостоятельно ремонтироваться, проводники будут минировать окрестности, а пушки не прекратят вести огонь, даже будучи отрезанными от сети. При должном подходе база людей способна выдержать даже очень мощный натиск, а недостаток мобильности земляне компенсируют возможностью телепортировать войска на передовую. Правда, всего шесть юнитов раз в несколько минут — хорошо для перехвата вражеских диверсантов, но в серьезном бою это вряд ли поможет.

Лечебные прижигания — верное средство от разных нанослизняков

Слизь же — это совсем другое дело. Стационарной базы у наномашин нет как таковой. Основой основ для них является Мать Гу — огромный бесформенный сгусток, который в буквальном смысле пожирает ресурсы из месторождений и за их счет растет дальше. Достигнув определенного размера, Мать может либо отпочковать от себя сгусток поменьше — Прогеноида, либо вообще породить на свет вторую Мать. Прогеноиды же, в свою очередь, «раскладываются» непосредственно в боевые отряды. Войска Гу относительно хрупки, но сполна компенсируют это скоростью воспроизведения, высокой поражающей способностью и, разумеется, невероятной мобильностью. Многие юниты Гу способны без проблем взбираться на горы и пересекать овраги, непреодолимые для других рас. Это превращает войну против Слизи в настоящую головную боль. Гоняться по всей карте за неуловимыми Матерями, которые с легкостью уходят из-под огня, на ходу разрождаясь новыми боевыми каракатицами, порой приходится очень, очень подолгу.

И хотя ввиду своих особенностей игра за наномашины требует бо льших навыков микроконтроля, нежели за другие расы, в целом Grey Goo тяготеет к размеренному темпу. Грамотное развитие базы и налаживание бесперебойного производства здесь является единственно верным ключом к победе. Для облегчения процесса строительства разработчики добавили в игру систему горячих клавиш. Как в старом, добром Counter-Strike, где пальцы на автомате отбивали «В-1-4» для покупки Desert Eagle, в Grey Goo можно заказывать строительство зданий и войск простым нажатием определенной последовательности кнопок, не отвлекаясь на панель внизу экрана. В стратегии это кажется немного непривычным, но стоит приноровиться — и процесс пойдет значительно быстрее. «Q-Q-R» — средняя станция, «Q-W-W» — большой завод, «Q-E-Q» — танковая пристройка, «E-Q» для производства юнитов — вуаля, новый опорный пункт готов. Просто и удобно.

Люди героически держат оборону. В этот раз, правда, не удержат

Grey Goo — это игра чисто про силовое бодание. Победителем здесь становится тот, кто сумел продержаться дольше других, а затем собрал мощный стальной кулак и методично втоптал противника в грунт. Поклонники киберспортивного StarCraft с его миллионом кликов в секунду, скорее всего, будут разочарованы творением Petroglyph. Здесь негде проявиться тактическому гению, малое количество доступных видов войск сводит на нет необходимость продумывать комплектность ударных групп, а карты не располагают к маневрам. Grey Goo предельно груба и прямолинейна, но именно в своей прямолинейности она прекрасна. Разработчиков можно назвать консерваторами и староверами, но в данном случае это прозвучит исключительно как комплимент. Создав в свое время Command & Conquer, Dune и во многом заложив основы самого стратегического жанра, они до сих пор гнут свою линию, не глядя на моду и тенденции. Низкий поклон им за это.

Достоинства:

  • игровой процесс с упором на развитие, а не микроменеджмент;
  • увлекательная кампания;
  • приятная глазу графика и отменные ролики.
КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Классические RTS сейчас выходят редко, а хороших вообще днем с огнем не сыщешь — последней была , которой скоро стукнет два года. Дефицит возник не на ровном месте. В какой-то момент жанр зашел в тупик, откуда его окольными путями стала выводить та же в . Старая игровая механика настолько приелась, что даже и не вызывали восторга. Если уж с забуксовали, на что рассчитывать более скромным командам?

Склизкая серость

Человечеству отведена непривычная роль пришельцев, владеющих чудесами науки. Сами люди на поле боя почти не появляются — за них воюют полчища беспилотников. В строительстве при этом царит невиданная архаика — здания нужно соединять проводами, иначе они останутся без света. Зато энергетические заборы замечательные — удерживают вражеские залпы и пропускают свои.

Общее место в развитии двух рас — гибкое «древо технологий». Выбор войск, которые вы можете заказать на заводе, зависит от комбинации пристроек: для одного необходима «танковая» плюс «артиллерийская», для другого – «танковая» плюс «авиационная», причем число ячеек под них ограничено. Просто, но со вкусом, как и взаимоисключающие апгрейды. Хотя по большому счету, конечно, тут нет ничего особенного.

Любопытнее выглядит «серая слизь», презревшая все RTS-правила. Вышедшие из-под контроля наномашины, которые обрели разум и начали самопроизвольно воспроизводить себя, не тащат сырье на склад. Вместо базы у них — огромные сгустки, свободно гуляющие по карте. Заползая на источник ресурсов, они растут и, набрав нужную массу, могут отпочковать ещё одну «матку» или несколько боевых юнитов. Механика интересная, но тем, кто видел , она покажется подозрительно знакомой.

Аватарка

Ещё одно достижение дизайнеров — удобный, продуманный интерфейс. Больше всего меня впечатлили две детали: возможность «зациклить» заказ на вербовку юнитов, дабы заводы штамповали их до бесконечности, и счетчик, показывающий баланс запаса ресурсов (на сколько он растет или убывает каждую секунду). Такие решения встречались в RTS и раньше, но почему-то не вошли в широкий обиход. В самой они работают вхолостую — завершив кампанию, вы едва ли надолго задержитесь в мультиплеере, где вас ждут лишь 8 официальных карт (и несколько десятков любительских поделок сомнительного качества).

* * *

Константин Фомин

Grey Goo

Одна из самых красивых RTS в истории жанра. Обидно, что в остальном она вторична до мозга костей и любой игрок, съевший в свое время собаку на Command & Conquer или Starcraft , очень быстро потеряет интерес к новому творению Petroglyph Games (команды, между прочим, создавшей прекрасную во всех отношениях Star Wars: Empire at War ).

Начинается Grey Goo многообещающе. Авторы здорово постарались над визуальной частью, что крайне положительно сказывается на первых впечатлениях. Стильные менюшки, потрясающе красивые экраны загрузки, проработанные до мельчайших деталей персонажи… Все выполнено на высочайшем уровне. То же самое касается и кинематографичных роликов, которые знакомят нас со вселенной. Кстати, о ней: действие Grey Goo разворачивается на далекой планете, названной Девятой Экосистемой, где в какой-то момент становится тесновато, и между населяющими ее фракциями вспыхивает конфликт. Сторон всего три: люди, раса Бета и таинственные микророботы The Goo. Каждая из них традиционно имеет собственную армию и набор уникальных технологий, которые оказываются далеко не такими разнообразными, как кажется поначалу. Доходит до смешного: строения людей и Беты отличаются только внешним видом, выполняя, по сути, одинаковые функции. Новые юниты открываются постепенно, в рамках пятнадцати миссий — по пять на каждую из фракций.

Заметно, что авторы старались несколько разнообразить рутинные миссии различными мелкими дополнительными заданиями. Особого смысла, правда, в этом нет. Любое сражение в Grey Goo проходит по одному сценарию: собираем ресурсы, развиваемся, стираем врага с лица земли. Никаких неожиданностей. Достаточно следовать одной простой схеме, и победа сама придет в руки. Несмотря на это, в Grey Goo хватает и положительных моментов. Взять хотя бы уже вскользь упомянутый интерфейс. Игра очень проста в освоении и, в отличие от собратьев по жанру, не заставляет тратить несколько часов на освоение базовых правил. Интересной идеей также является использование флоры планеты в стычках с неприятелем. Густые леса Экосистемы Девять, например, могут запросто укрыть ваших бойцов в своих объятьях, позволив нанести неожиданный удар по противнику.

***

Нужно отметить, что Grey Goo прежде всего ориентирована на мультиплеер, ведь кампания здесь слишком коротка и безлика для того, чтобы оправдать немалую стоимость игры. Любителей ожесточенных сетевых «зарубов», к сожалению, также ждет разочарование; в мире, где уже существует Starcraft , для того, чтобы играть на поле сетевых стратегий, необходимо нечто большее, чем просто красивая картинка. Увы, ничего другого Grey Goo противопоставить гиганту от Blizzard попросту не может.

Есть такие игры, заметить выход которых – та еще задача. Вот, к примеру, совсем недавно я и не подозревал о существовании Grey Goo, а сегодня по чудесному стечению обстоятельств играю в творение Petroglyph Games.

Непонятно, конечно, почему игра от легендарных основателей Westwood Games осталась практически незамеченной, но факт остается фактом: спросите любого вашего знакомого, что он знает о Grey Goo и тот лишь удивленно вскинет бровь: «Серая слизь? Первый раз слышу. Это что, какой-то инди-хоррор?».

На самом же деле Grey Goo представляет классическую Sci-Fi RTS про людей, более-менее цивилизованных инопланетян и СТРАШНУЮ УГРОЗУ ИЗ КОСМОСА, ПОБЕДИТЬ КОТОРУЮ МОЖНО, ТОЛЬКО ОБЪЕДИНИВ СВОИ СИЛЫ. Но обо все по порядку.

Хорошо забытое старое

Будем честны: Petroglyph Games, несмотря на свой богатый опыт и легендарное прошлое, не создали в двадцать первом веке ни одной по-настоящему заметной игры. Взять хотя бы ту же Star Wars: Empire at War, которая вышла в 2006 году: сносная, но совершенно невыдающаяся игра, которую никто бы и не заметил, если бы не заветные два слова «Star Wars» в названии.

Судите сами: скучные бои, блеклая кампания и очень низкий темп игры, от которого тянуло в сон, делали свое черное дело. Пожалуй, единственное, что было примечательного в ней, так это та самая Звезда Смерти, с помощью которой можно было собственноручно разнести целую планету на атомы. Собственно, после этого момента игру можно было смело удалять, потому как смотреть больше было, откровенно говоря, не на что.

Вся эта супер-пупер технологичная графика «прямо-как-в-фильме» на деле оказалась, мягко говоря, не такой технологичной…

Ладно, «Империя на войне» – проект уже давно минувшего прошлого, и возможно Petroglyph Games долго и упорно анализировали свои ошибки, чтобы выдать в 2015 году безупречную RTS, которую все давно ждут? Как бы ни так.

Если бы мне показали этот скриншот до того, как я поиграл в Grey Goo, и спросили, из какой он игры, уверенно бы ответил: «Из второго Старкрафта». Увы, но игре не хватает своего собственного узнаваемого стиля.

Ведь Grey Goo – это совсем уж классическая RTS, в которой нет ничего нового: вы строите базу, добываете тиберий энергию из ближайшей скважины, строите как можно больше юнитов и отправляете их на другой конец карты в поисках врага.

Юнитов хватает? Отлично, поздравляем, враг разгромлен, миссия пройдена! Юнитов не хватает? Ну, вы уж извините, все ваши войска разбиты – извольте построить новые или начать миссию с начала.

Кое к каким тактическим уловкам все же можно прибегнуть: вот на скриншоте выше мои бравые воины спрятаны в лесу. Теперь, если мимо пройдут вражеские войска, у меня появится возможность нанести неожиданный удар по противнику. Правда, эта фишка порой сильно раздражает, поскольку если ваши войска зайдут в лес и увидят там юнитов противника, есть вероятность, что они на несколько секунд «зависнут» и их уничтожат. Сам алгоритм поиска пути довольно странный и плохо отлаженный.

Тем не менее, назвать новую (относительно) игру Petroglyph Games какой-то низкобюджетной инди-поделкой не повернется язык – чего только стоят эффектные CGI-ролики, которые показывают перед каждой новой миссией в кампании!

Снимать живых актеров в роликах сейчас не модно, и потому в Grey Goo видеовставки целиком и полностью состоят из компьютерной графики, что не так уж и плохо.

К сожалению, красивые катсцены – единственное, ради чего стоить поиграть в кампанию, поскольку сюжет – явно не самое сильное место Grey Goo. Если кратко, то завязка последней игры Petroglyph Games звучит примерно так: представители расы инопланетян Бета решают провести эксперимент по созданию червоточины, который ожидаемо идет наперекосяк, земляне тем временем бороздят просторы в поисках серой слизи, а та самая серая слизь пожирает все на своем пути, подобно тиранидам из Warhammer 40 000.

Да и сами одиночные миссии, признаться, не блещут оригинальностью: найди, защити, уничтожь и прочее в духе «старой школы». Правда, непонятно, кому может быть интересен сейчас такой вот гость из прошлого, ну да ладно.

Интерфейс Grey Goo сродни C&C – только экран строительства теперь находится не справа (как раньше), а снизу.

Серая слизь и все-все-все

Всего в игре представлены три стороны – инопланетные Бета, классические люди и та самая «Серая слизь» из названия. Если с первыми двумя все более-менее понятно и чего-то совсем уж особенного от них ждать не приходится, то на третьей следует остановиться подробнее.

Строительство базы у Беты и людей выглядит примерно следующим способом – есть главное строение, к которому игрок волен добавлять пристройки. Например, чтобы производить обычные юниты, нужно построить завод, а чтобы производить технику – необходима так называемая «Танковая пристройка».

Однако не стоит думать, что инопланетяне и люди полностью идентичны и между ними нет никаких различий. Первые более мобильны и могут возводить новую базу там, где пожелают, в то время как Homo Sapiens из будущего требуется прокладывать специальные силовые кабели до места следующей постройки.

Серая слизь – это нанороботы, созданные людьми, которые вышли из-под контроля и теперь представляют серьезную угрозу (привет, «Космические Рейнджеры 2»!). Интересны они в первую очередь потому, что у слизи нет базы как таковой, но зато есть матка (похожая, кстати, на огромного, серого вицероида, если вы еще помните таких), которой, чтобы воспроизводить юнитов, необходимо находиться в источнике энергии.

После того, как определенное количество ресурсов будет поглощено, по одному клику (то есть мгновенно, ждать строительства как в случае с другими расами не придется) матка разделится на две части, а из второй «вылупятся» юниты по вашему выбору.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: на огонь, на воду и на то, как серая слизь делится на юниты.

Все это, конечно, хорошо и замечательно, но максимум, на что способна раса «Гу» – это подольше удержать игрока у экрана, чтобы подробнее изучить зловещих биороботов, и не более того.

Увы, все же для того, чтобы сделать Grey Goo такой же культовой и запоминающейся, как Command & Conquer, нужно нечто большее, чем огромный, серый слизняк, который передвигается по игровой карте и пожирает все на своем пути.

Заключение

В современных реалиях жанр RTS чувствует себя очень неуютно по одной-единственной причине – в нем практически нет места для импровизации и фантазии. Все, что может сделать игрок в подавляющем большинстве игр этого жанра – отстроить базу, построить с десяток юнитов, выделить их большой зеленой рамкой и послать куда подальше на другой конец карты в поисках противника.

Да, Command & Conquer тоже была такой, но ее вытянул интересный, запоминающийся сеттинг, повторить успех которого даже сами выходцы из Westwood Games, как показала их недавняя Grey Goo, не в состоянии.

Нет, вы не подумайте – я не предсказываю закат жанра RTS или что-то в таком духе, просто сейчас стратегии в реальном времени мало кому интересны из-за своей безыдейности и однообразности.

Тут можно привести в качестве примера одну очень известную глобальную стратегию, которая вышла в 2010 году, но до сих пор умудряется быть популярной – Sid Meier"s Civilization V. Возможно, эти жанры стоит объединить, после чего мы получим ту самую идеальную стратегию, о которой грезят игроки всего мира? Кто знает, кто знает…

Вердикт: Grey Goo – типичная стратегия «старой школы», которая будет интересна разве что тем, кто до сих пор фанатеет от старых C&C и считает, что «раньше игры были лучше».

Оценка: 6.5 («Неплохо»).

Руслан Губайдуллин

  • Тестирование актуальных систем в Grey Goo, StarCraft II: Wings of Liberty и Warhammer 40.000: Dawn of War II
    Тестирование двадцати одной видеокарты и четырех процессоров в нескольких режимах работы в разрешении 1920 х 1080.

  • Обсуждение игры на портале сайт.

Давно нас с вами не радовали качественными стратегиями. Хотя, как давно? Вот 23 января 2015 года, например, вышла в свет новая игра со странным названием . Не знали про неё? И очень зря, потому как проект получился действительно качественным, и это подтверждают не только красочные ролики геймплея, но и рецензии игроков. Доступна разработка компании Petroglych Games в магазине Steam и предлагает пользователям как single, так и multi player. А не заявка ли это на новую турнирную игру?

Сюжетная линия

– в реальном времени. Так уж заведено у разработчиков этого , что надо столкнуть лбами обязательно три расы. И обязательно приплести какой-нибудь ресурс, которым богата одна из планет в целой галактике. В нашем случае – это Экосистема 9. Да, да, такое вот название носит планета. А что тут удивительного? Земля, к слову, тоже не самое логичное название. И вот на этой самой Экосистеме и разыгралась трагическая история: три расы, каждая со своей философией, попытались ужиться на одном шаре. Но, не получилось, поэтому всё, что им остаётся – это воевать до победного конца.

Расы

Трейлеры в Steam дают чёткое представление о каждом народе, указывая на различия, как в технических вопросах, так и в физиологическом строении. Одну из рас узнают все – это человечество. В игре Grey Goo они представлены, как высокотехнологичная цивилизация, добившаяся успехов в телепортации войск и построек. Их слоган – «Архитекторы Судьбы».

Роль пришельцев досталась таинственному народу Бета, чьи принципы гласят: «Они – охранники наследия». Что именно они оберегают, не совсем ясно, но сражаются за это яро.

Назвать третью сторону конфликта расой язык не поворачивается. В том числе и у разработчиков: они просто назвали это «Слизь». Ну, а как еще можно назвать подвижную массу, издали напоминающую желе и при этом поглощающую всё живое? Верно, никак. А информация на официальном сайте «Грей Гоо» гласит, что это наноботы – бывший продукт человечества, вышедший из под контроля.

Single & Multi player

Grey Goo предложит каждому игроку пройти кампанию, дабы познакомиться более близко с историей рас, их особенностями и возможностями. Но в игре присутствует и возможность сражения между реальными игроками. Причём детальная проработка строений и стратегий даёт пищу для размышлений: а не станет ли Grey Goo новой дисциплиной, поддерживаемой спонсорами. Последняя попытка в этом жанре была успешной лишь в StarCraft II, но случилось это давно, и новичкам дорога к пьедесталу открыта. А, учитывая, периодичность появления патчей, можно смело заявлять: разработчики настроены серьёзно.